Грудничкового и раннего плавания не бывает


Вадим Васильев

Старший тренер-методист Fitness Sports Kids

Преподаватель НУФВСУ

Родителям очень важно понимать приципиальную разницу между плаванием как видом спорта и купанием как оздоровительной закаливающей процедурой. Люди, преподающие «грудничковое плавание», лукавят: ребенок не способен обучится плавать в возрасте до четырех лет так, чтоб его не пришлось учить заново.

Отдавать ребенка в бассейн до семи лет — не имеет смысла, а до четырех— еще и вредно. Об этом говорят научные данные, мнение коллег, мой  25-летний преподавательский стаж, в том числе в бассейне, а также личный многолетний опыт занятий плаванием в детском и подростковом возрасте.

Так называемое раннее и грудничковое плавание – пример широко распространенного манипулятивного приема «подмена понятий». Плавание – это вид спорта, а купание – оздоровительная и закаливающая процедура. Вам обещают научить полугодовалого ребенка плавать – и сохранить это умение на всю жизнь, хотя это сомнительно, и достоверных доказательств этого нет.

«Инструкторы грудничкового плавания» обещают укрепление иммунитета и прекрасное физическое развитие – на деле вы получаете дополнительные проблемы со здоровьем. Вы стремитесь, чтобы малыш научился плавать – на деле его придется переучивать спустя годы.

Ниже я приведу детальные аргументы, почему не  стоит отдавать ребенка в бассейн в раннем возрасте.

1. Оздоровительное купание и тренировки по плаванию — разные вещи

— Для дошкольников

Возможно, заниматься в бассейне вашему ребенку посоветовал врач, если у него наблюдается, к примеру, искривление осанки. Такой совет нередко означает, что  вы врачу не интересны. Поэтому могу посоветовать лишь пойти к другому доктору и заплатить ему больше, а затем – найти физиотерапевта, который посоветует нужные для вашего ребенка занятия.

Тысячи врачей пишут в справках-освобождениях от физкультуры «диагноз — вегето-сосудистая дистония». Вот вам еще один пример подмены понятий: ВСД — вовсе не диагноз, а симптомокомплекс, он может свидетельствовать о чем угодно, нередко — о проблемах с чем угодно.  И в подавляющем большинстве этим детям занятия физкультурой просто необходимы, а освобождение от нее при таком «диагнозе» — может привести к еще большим осложнениям, связанным с лишним весом, гиподинамией, отклонениями в физическом развитии, нарушениями обмена веществ.

Для оптимального развития дошкольников, как и для оздоровления в большинстве случаев нужен не бассейн, а физкультура: гимнастика, развивающие подвижные игры и прочее.

— Для грудничков

Купание ребенка в теплой ванне дома, в воде необходимой температуры (а в идеале — в очищенной от хлора или просто кипяченой) — прекрасная полезная процедура. Но еще никому не удалось научить плавать ребенка дома в ванной.

На «грудничковом плавании» наживаются еще и производители подгузников, шапочек и очков для бассейна, хотя их-то результативность посещений бассейна волнует меньше всего.

2. Польза от раннего плавания для здоровых детей до четырех лет научно не доказана, а вред — возможен

Существует целый корпус научной литературы, показывающий те или иные аспекты вреда от посещения бассейна детей в грудничковом и раннем возрасте, а вот данные, пытающиеся доказать их пользу — крайне скудны, единичны и сделаны с серьезными методологическими недочетами.

Оговорюсь, что речь идет о здоровых детях. Для грудничков с родовыми травмами, ДЦП и некоторыми диагнозами, существуют специальные занятия в бассейне, но их назначают осторожно и обоснованно, и только врачи с многолетним опытом такой работы.

О вреде:

— Астма и аллергии:

Большое количество научных публикаций посвящено повышению риска заболевания астмой, респираторными заболевания, атопическим дерматитом и экземой. К примеру, работа группы норвежских авторов (Nystad  и др., «Baby swimming and respiratory health», 2010) показала связь между посещением бассейнов и респираторными заболеваниями (исследовано более 30 тысяч младенцев).

Бельгийский коллектив исследователей (Chaumont и др., «Interactions between domestic water hardness, infant swimming and atopy in the development of childhood eczema», 2012)  изучал 358 детей в возрасте 5-6 лет, посещавших бассейн, и выяснили, что у дошкольников с атопическим статусом занятия по плаванию в хлорированной воде повышает заболеваемость экземой.

Шведские ученые также нашли связь межу плаванием в бассейне и заболеванием астмой у школьников (Andersson  и др., «Swimming pool attendance is related to asthma among atopic school children: a population-based study», 2010).

— Инфекционные заболевания:

Санитарно-гигиенические нормы в бассейнах редко выдерживают на декларируемом уровне, а фильтры чистят редко — и дети плещутся в тепленькой водичке, идеальной среде для размножения микроорганизмов. К примеру, финский коллектив исследователей (Schuez-Havupalo и др, «Association between infant swimming and rhinovirus-induced wheezing», 2014)  изучил более 2020 детей в возрасте до полутора лет, и показал связь между посещениями басейна и респираторными  заболеваниями.

Немецкие ученые (Schoefer и др., «Health risks of early swimming pool attendance», 2008) исследовали более 2020 грудничков, и показали повышенную заболеваемость желудочно-кишечными инфекциями, отитом, респираторными инфекционными заболеваниями у детей возрастом до 1 года, посещавших бассейн.

И контагиозным моллюскам у ребенка никто не обрадуется, а ведь именно посещение бассейна – распространенная причина этого заболевания у детей до 12 лет (Мурашкин и др., «Контагиозный моллюск у детей: особенности течения и современные подходы к терапии», 2020 )

— Психологический стресс

Нахождение ребенка в воде в маленьком возрасте не является естественным. Нередко приводят аргумент: мол, 9 месяцев ребенок плавает в околоплодной жидкости, и рад вернуться в «родную среду». На самом деле, ребенок в животе матери не плавает, а находится в тесноте, и для грудничка погрузиться в водную среду, не имея опоры — огромный стресс. То, что выдают за «самостоятельное плавание» — проявление инстинкта выживания, считает детский психиатр, доктор медицинских наук Галина Козловская.

— Утопление:

Американская академия педиатрии выступает против обучения детей до 4 лет плаванию в связи с рисками утопления

Канадское педиатрическое общество утверждает, что у детей до 4х лет в принципе нету возможности развивать навыки самостоятельного плавания,   и самостоятельно соблюдать технику безопасности в воде.

О пользе:

Мне удалось найти лишь три научные публикации последних лет, рассматривающие пользу от «плавания» для грудничков и детей раннего возраста.  Группа бразильських исследователей  (Dias и др., «Pilot study on infant swimming classes and early motor development», 2013) изучала положительное влияние «грудничкового плавания» на развитие моторики ребенка, но поскольку количество изучаемых детей исчерпалось двенадцатью, нельзя принимать эти данные как убедительные и достаточные.

Норвежские ученые опубликовали данные, которые показывают лучший уровень развития двигательных качеств у четырехлетних детей, которые в свое время посещали занятия «плаванием» в возрасте до 7 месяцев по сравнению с детьми, которые на такие занятия не ходили (Sigmundsson и др., «Baby Swimming Exploring the Effects of Early Intervention on Subsequent Motor Abilities», 2010)  Но количество исследуемых также недостаточно (по 19 детей в контрольной и экспериментальной группе).

Покуда указанные исследования не продолжились, судя по отсутствию публикаций, можем допустить, что был получен отрицательный результат.

В третьем исследовании (Бутысина, Крылов, «Система кровообращения и вегетативный статус детей первого года жизни при занятиях плаванием», 2009)  указывается, что «ежедневные занятия в течение первого года жизни улучшают основные показатели гемодинамики, приводя к физиологической сбалансированности периферического сопротивления сосудов и объема циркулирующей крови».  Общее количество детей в контрольных и экспериментальных группах составляло 110 человек. Далее в статье читаем: «Как правило, для прохождения курса занятий плаванием поступали дети с направлением невропатолога с диагнозом «перинатальное гипоксически-травматическое поражение ЦНС». Это означает, что исследовались в основном дети с поражением ЦНС, а экспериментальная группа была неоднородна, поэтому полученные данные нельзя считать доказательством пользы посещения бассейна для обычных, здоровых грудничков. И конечно, авторы в самом названии статьи провели упомянутую мною манипуляцию: назвав купание и физкультуру в воде плаванием.

3. Методики обучения плаванию разработаны только для детей от 7 лет

Если у любого педагога или преподавателя, будь то учитель музыки, английского языка или математики, нет методики — то  обучение пойдет вкривь и вкось, и это будет не учебный процесс, а самодеятельность. Методика — важнейший элемент процесса научения.

Из существующих методик можно выделить три группы:

— методики ДЮСШ

Научно обоснованные и дающие безусловные результаты, поскольку по ним готовят и отбирают спортсменов. Обучение детей плаванию начинают в 7 лет. Именно этот возраст указан в нормативных документах  Министерства молодежи и спорта Украины (Приказ 17.01.2015 № 67). Именно этот возраст является мировым стандартом для начала тренировок по плаванию.  Не зря выдающиеся спортсмены и тренера в один голос рекомендуют отдавать ребенка на плавание не раньше 7 лет.

— адаптированные методики клубов

Для детей дошкольного возраста: существующие методики для семилеток упрощают и растягивают во времени, чтобы упражнения могли выполнять дети 4-5 лет. Из качественных, хорошо разработанных материалов видно, что готовились они для детских садов, для воспитателей, но не для учителей физкультуры или тренеров. Самостоятельных методик по обучению плавания для детей этого возраста не существует.

— псевдометодики (аматорские)

Сюда относятся «методики», которые по сути своей методиками не являются, поскольку ребенку до 4х лет невозможно объяснить цели, задачи и стили плавания, особенности техники гребка и скольжения. Поэтому маленькие дети не плавают в воде, а просто барахтаются, и тем более не плавают наперегонки. А ведь именно это отличительная черта и истинная сущность плавания как вида спорта.

Так, к примеру, известная работа Захария Фирсова «Плавать раньше, чем ходить»,  книга В. С. Васильева  и другие, тому подобные — не содержат методики вообще, а лишь общие рассуждения о пользе грудничкового и раннего плавания, не подкрепленные никакими доказательствами. Не могу не упомянуть и опусы Игоря Чарковского, где он рассказывает, как его годовалая дочка часами плавала в бассейне одна и ныряла за спрятанной на дне бутылочкой с молоком  Это было бы забавно читать, если бы Чарковского и его последователей не обвиняли с смерти нескольких детей. Так, двухлетний малыш умер через сутки после начала интенсивных насильных купаний. Другого ребенка так и не спасла скорая помощь, а в 2020 году новорожденная захлебнулась, когда Чарковский принимал роды в воде. Еще для двух трехлеток занятия с Чарковским закончились реанимацией и комой в 2020 году.

Владимира Гутермана, врача по ЛФК, также называют автором методики научения плаванию грудничков. Что ж, его книг или публикаций с этой методикой мне найти не удалось.

Известнейшая международная «некоммерческая» организация Brightlight Франсуазы Фридман с ее восемью опубликованными книгами также методики не публиковала. Раздел их сайта «научные консультанты» пуст, а научных публикаций по методике Брайтлайта мне также не удалось найти. Сама Фридман – антрополог и к спорту отношения не имеет. Ну что ж, хотя бы детских смертей на их счету нет.

В украинских бассейнах, как и в публикациях о грудничковом плавании в СМИ, если вообще упоминают методики занятий с детьми раннего возраста, то ссылаются на тех же Фирсова, Чарковского и Гутермана. В Киеве некоторые бассейны работают по «авторским» или «уникальным» методикам», никак не уточняя их суть. К сожалению, даже краткие формулировки, описывающие занятия нередко непрофессиональны.

К примеру, реклама одного клуба утверждает,  что ребенок, якобы наученный «плавать» в возрасте до года, сохраняет свои навыки на протяжении всей жизни  хотя в мире нет ни одного человека, доказавшего это своим примером. Еще примеры: 1, 2, 3, 4, 5.

4. Пустая трата денег и времени

В каждом возрасте ребенок проходит определенные этапы развития. Нужно вкладываться — деньгами, временем, усилием — в те занятия, которые наиболее актуальны на данном конкретном этапе. Я не вижу, какую значительну пользу для физического развития ребенка до 7 лет могут принести систематические занятия. Зато вижу вред: не будет уделено должного внимания тому, что действительно необходимо. Ребенку в раннем детстве нужны регулярные сложнокоординационные гравитационные и инерционные тренировки с постепенно возрастающей нагрузкой. А плавание — работа в условиях облегченной гравитации.

Популярность и распространенность занятий по плаванию грудничков и детей до 4х лет имеет одну причину — жажду наживы недобросовестных «тренеров»  — поскольку настоящий профессионал за это не возьмется. То, чему трехлетнего ребенка будут учить два года, семилетний освоит за 2 месяца. Если вы считаете нужным потратить впустую в 10 раз больше времени и денег на занятия, дорогу в бассейн, посещения врача для получения справок, бесконечные простуды, отиты и дерматиты — дело ваше.

5. Ребенка придется переучивать или заново учить плавать

Грудничковое плавание обычно длится до 7 месяцев — после ребенок научается выражать неудовольствие и упираться, тогда заставить его «плавать» у вас вряд ли получится. А «наученных» плавать детей в 2-3 года потом приходится переучивать, потому что правильно плавать он не умеет. И далеко не каждый тренер за это возьмется — такая работа очень сложна.

6. Грудничковым и ранним плаванием занимаются «дельцы от спорта»

На сайтах киевских бассейнов и спортклубов, предлагающих эти услуги, квалификация и образование тренеров часто не указываются, или указывается без подробностей и подтверждений, например.

Спортсмен, чемпион, звание мастера спорта — свидетельство спортивных, а не педагогических достижений.

Ни в одном вузе не преподают грудничковое плавание. «Инструкторов» по грудничковому плаванию, если они не самоучки по уже упомянутым книгам, обучают на краткосрочных курсах, например, «семинарах Чарковского».

Что же делать?

— Отдать ребенка на соответствующие его возрасту занятия. Специализация в видах спорта начинается не ранее 6 лет — для спортивной гимнастики, 10 лет — для бокса, 12 — для футбола. Растите ли вы музыканта, программиста или олимпийского чемпиона — вы хотите, чтобы ребенок был здоров, развит физически и психически, умел адекватно контактировать с окружающими. Для этих целей в возрасте 3-5 лет ребенку достаточно основной гимнастики, элементарной акробатики и подвижных игр в коллективе сверстников.

— Когда вы таки решитесь отдать ребенка в бассейн — ищите профессионального тренера с соответствующим образованием. 

Источник: fsk.org.ua

Малыши – супермены

Хотите иметь здорового, закаленного, жизнерадостного и умного малыша? Тогда эта информация для вас.

Многие молодые родители даже не подозревают, сколько они недодают своему ребенку,вовремя не начав с ним заниматься ранним плаванием. А многие уверены, что начинать обучаться плаванию можно лишь с двух-трех лет жизни вашего малыша.

На самом деле водные занятия в большом бассейне обязательно нужно начинать, как можно раньше. Положительные результаты раннего плавания (от 1 месяца жизни) останутся с ребенком на всю жизнь.

Дети, которых учат плавать с самого раннего возраста, развиваются быстрее своих сверстников. Водная среда улучшает кровообращение, укрепляет нервную систему, развивает дыхание и совершенствует навыки и рефлексы. 

Такие программы, развивающие младенцев, очень важны для их будущей жизни. 
Не лишайте своего ребенка шанса на раннее развитие – фундамента гармоничного целостного развития личности, залога крепкого здоровья и всесторонних успехов. 

О пользе детского плавания 

Каждый человек должен уметь плавать, и чем раньше он научится, тем лучше. 

В идеале — научиться плавать раньше, чем ходить! Что же дает ребенку плавание? 

Специалисты единодушны во мнении: для ребенка полезней чем плавание, не найти ничего. 

Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата,  способствуют раннему развитию, стимулируют обменные процессы. 

Укрепляется также нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. 

Совершенствуются движения, увеличивается выносливость. 

Однако для многих родителей купание новорожденных и вообще водные занятия с грудничками — сложное, зачастую неизведанное дело. Бывает, что очень сложно научить ребёнка не бояться воды, спокойно двигаться в ней, плавать и нырять. 

Для таких детей обучение плаванию выливается в настоящий стресс. 
Иногда купание грудного ребёнка оборачивается кошмаром для родителей. 

Поэтому наш совет — обращайтесь к профессионалам в этой области. 
Закладывайте правильную основу развития Вашего ребенка! 

Плавание младенцев — это новомодное изобретение?

В нашей стране занятия плаванием с детьми грудного возраста практикуются уже более 25 лет. 

Специалисты и родители используют его как средство оздоровления и закаливания детей с самого раннего возраста. Методики и форматы проведения занятий используются различные, время от времени меняясь и совершенствуясь. Однако неизменным остается положительный результат и эффективность направления. 

Пример научного исследования

Исследований на тему раннего детского плавания или плавания для новорожденных проведено немало. Расскажем об одном из них*. Говорит психолог Хермунд Сигмундссон: «Мы решили провести наше исследование в Исландии. 

Вода так же важна для жителей этой страны, как, например, снег для норвежцев. 
Средний исландец посещает бассейн один-два раза в неделю и обязательно приучает к этому своих детей».

В эксперименте принимали участие две группы детей. Первые 19 малышей регулярно посещали бассейн два-три раза в неделю начиная с семи месяцев. Вторую группу из 19 детей набрали для контроля результатов. Все дети росли в одинаковых условиях, в том числе не отличались условия жизни и экономический статус семей.

Исследователей Норвежского университета науки и технологии интересовало, как влияют на развитие малышей регулярные тренировки по плаванию.

Во время занятий инструкторы помогали детям переворачиваться на доске, нырять под воду, прыгать с края бассейна и балансировать на руке одного из родителей, чтобы дотянуться до плавающих на воде игрушек. Через пять лет ученые протестировали детей из обеих групп.

Малышам нужно было пройтись на цыпочках, постоять на одной ноге, попрыгать со скакалкой, попасть мячом в цель и поймать погремушку. 

«Хорошо видно, что дети, которые регулярно плавают с самого раннего возраста, показывают лучшие результаты при действиях, связанных с равновесием и реакцией. Я знаю инструктора, который уже 20 лет учит малышей плавать.

И я видел, как этот инструктор держит на своей 
ладони балансирующего на ножках трехмесячного малыша. 

Это удивительно — видеть, как такая кроха может контролировать суставы «, говорит Сигмундссон. 
Ученым удалось доказать, что плавание не только нравится детям любого возраста, но и улучшает координацию движений. У младенцев, занимающихся плаванием, быстрее развивается хватательный рефлекс. 

А навыки, приобретенные в грудном возрасте, сохраняются и через пять лет, и, возможно, всю оставшуюся жизнь.
Специалисты уверены — раннее обучение плаванию даст результаты, которые останутся с ребенком на всю жизнь. 

«Такие программы, развивающие младенцев, очень важны для их будущей жизни. Развитие человека это взаимодействие между ростом, опытом и обучением. Результаты нашего исследования говорят о том, что мы никогда не должны забывать о важности всестороннего обучения ребенка для развития гармоничного человека», объясняет Сигмундссон.

Когда лучше всего начинать занятия в воде?

Как известно, до рождения ребёнок находится в околоплодной жидкости, т.е. фактически в водной среде — и уж конечно, в это время ему неизвестно, что такое бояться воды. Следовательно, важно начать учить ребёнка плавать как можно скорее после рождения — он будет чувствовать себя в воде комфортно и естественно. Без закрепления этот плавательный рефлекс к трем месяцам угасает.

Если же ребенка начать обучать плаванию до этого срока, когда у него еще сохраняется способность держаться на воде, рефлекторно задерживать дыхание при погружении в воду, он быстро освоится в воде и будет самостоятельно на ней держаться и даже нырять. 

В домашней ванне можно начинать заниматься с первых дней жизни ребенка. А оптимальным возрастом для начала занятий в большом бассейне является 1 — 1,5 месяца жизни ребенка, когда пупочек уже зажил. В этот период заканчиваются процессы адаптации, малыш начинает хорошо прибавлять в весе, проходит первый профилактический осмотр специалистами. 

Затянувшийся перерыв приведет к тому, что малыш отвыкнет от воды, и купание станет его новым знакомством с водой.  Здесь очень важно не напугать его, не внушить ему страх к воде. Ведь купание грудничка — это его первые шаги в детское плавание и основа его раннего и правильного развития. 

Грудничковое плавание дома. Доступно ли грудничковое плавание для практики родителями дома? 

Методику грудничкового плавания, навыки закаливания грудных детей и азы детского массажа вполне можно постичь. Однако здесь действует главное врачебное правило — «Не навреди!»

При кажущейся простоте существует целый ряд обоснованных физиологически и психологически деталей, знание которых необходимо.

Обучение родителей обязательно должно проводиться специалистами, и наш совет — не изучайте методику по книжкам и с помощью видеороликов! 

Не подвергайте своего ребенка риску и экспериментам!

Начинать занятия плаванием можно буквально с первых дней жизни ребенка. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне.  А когда ванна становится мала для малыша, и он приобретает начальные навыки, можно и нужно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 1,5 — 2 месяца.  Важно заниматься с ребенком тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт (ориентировочно через 30-40 минут после кормления), не хочет спать и ему ничего не мешает.

Родители должны быть на позитивном эмоциональном подъеме. Занятия домашним плаванием желательно превратить в увлекательную игру, которая будет доставлять удовольствие всем участникам процесса. Нужно набраться терпения и не торопиться. Постепенно необходимо наращивать нагрузки и добавлять новые упражнения.

Нужно помнить, что главная цель — не достижение результата, а удовольствие и здоровье Вашего малыша. В общем, занятия детским плаванием — дело вполне постижимое, и ему могут научиться все родители.

Как родителям обрести уверенность?

Уверенность — это следствие знаний и полученных навыков, а также любви к ребенку.

Вы должны быть спокойны, а Ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. 

Ребенок чувствует настроение родителей. 

Важно не вызвать у него чувство страха или сильного беспокойства, переутомления или недоверия к воде. 

Опасения не напрасны — неправильные движения или неудачная поддержка могут повредить малышу, а однажды допущенная ошибка сможет надолго отбить у ребенка желание научиться плавать. 

Вот почему купание грудного ребенка лучше осваивать со специалистом . 

После насыщенного и очень важного занятия, Вы убедитесь, что плавание вовсе не опасно для ребенка — ведь ваш малыш уже будет держаться в воде уверенно, и купание станет простой и очень приятной процедурой. 

Более того — для Вашего малыша это станет любимым занятием! 

Есть ли какие-то ограничения по допуску к занятиям по грудничковому плаванию? 

К водным занятиям и закаливанию допускаются все здоровые дети. Занятия в этом случае носят общеукрепляющий и развивающий характер. Более того — плавание может быть назначено детям с различными отклонениями в состоянии здоровья, и в этом случае занятия носит исключительно терапевтический характер. Необходимо учесть, что дети с отклонениями в состоянии здоровья могут быть допущены к плаванию только после разрешения специалиста. Заболевания могут быть следующими: восстановительный период гипоксически-ишемического поражения ЦНС легкой и средней степеней тяжести (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, миатонический синдром, гипертензионный синдром); недоношенность; перинатальная гипотрофия; рахит; железодефицитная анемия легкой степени тяжести.

С такими детьми наши специалисты  работают строго по индивидуальному плану, составленному педиатром или физиотерапевтом с учетом ведущей патологии. При этом обязательно контролируется состояние дыхательной, сердечно-сосудистой, центральной и вегетативной нервной систем. Врачом в обязательном порядке указывается температура воды, занятий, рекомендуемые упражнения и время занятий. 

Источник: s-krug82.ru