Курсовая работа: Грудное вскармливание


Тезисы:

  • Провести анализ по литературным данным преимущественно грудного вскармливания.
  • Провести собственные исследования об успешности грудного вскармливания путем анкетирования матерей.
  • Грудное вскармливание нужно осуществлять по требованию ребенка, а не по расписанию.
  • Следует продолжать грудное вскармливание ребенка до года и более.
  • Такие соски встречаются редко и не являются препятствием к грудному вскармливанию.
  • Даже при инфекционном заболевании мамы надо продолжить грудное вскармливание.
  • Абсолютных противопоказаний к грудному вскармливанию мало.
  • Данному контингенту разъяснено о необходимости продолжать грудное вскармливание при заболевании.
  • Недостаточное внимание в медицинских ВУЗах к программе «Поддержка грудного вскармливания».
  • Изменить политику соответствующих медицинских учреждений со своим штатом по грудному вскармливанию.

Похожие работы:

Источник: studentlib.com

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Грудное вскармливание.

Грудное вскармливание является обязательным основным условием формирования здоровья, оказывает влияние на последующее становление очень важных социальных функций, связанных с интеллектуальным потенциалом общества, физической работоспособностью, воспроизводством. Длительное, значительно больше года, кормление младенцев грудью всегда широко практиковалось в России. Однако в последние десятилетия, как и во многих экономически развитых странах Европы, в США, где начало этого процесса относятся к 60-м годам, в России отмечается резкое снижение частоты кормления грудью. Причинами такого спада грудного вскармливания можно считать правила, вводимые в деятельность служб здравоохранения, которые по своей сути препятствовали практике кормления грудью, — это раздельное содержание матери — ребенка и новорожденных сразу после рождения ребенка, кормление детей с использованием бутылочек с сосками донорским молоком, раствором глюкозы, водой, очень часто без достаточных оснований — заменителями грудного молока. Дополнительные трудности в успешном кормлении грудью создают отсроченное первое прикладывание ребенка к груди, жесткий, по часам, режим вскармливания и попытки дозирования объемов высосанного молока.

Среди молодых женщин распространены неверные представления о старомодности грудного вскармливания, возможности его равноценной замены, свободная реклама и доступность адаптированных молочных смесей промышленного производства, так называемых «заменителей женского молока», которые имеют важное значение в случаях, когда ребенок по каким -либо причинам лишен материнского молока, содействует тому, что при малейших сомнениях или затруднениях молодая мать без консультации с педиатром принимает решение отказаться от кормления грудью своего ребенка.

Грудное молоко наилучшим образом обеспечивает адаптацию новорожденных к условиям внутриутробного существования.

В первые 2-3 дня после родов у кормящей женщины выделяется молозиво, с 4-5 дня лактации образуется молозивное молоко, затем переходное молоко и со 2-3-ей недели зрелое молоко.

Молозиво очень хорошо соответствует специфическим потребностям детей; является важной промежуточной формой питания в период перехода ребенка от плацентарного перехода к энпиральному (лакторофному). Оно содержит высокое количество белка, более богато аминокислотами, чем переходное, зрелое молоко, и минеральных веществ, относительно бедно углеводами и жирами. Молозиво обеспечивает в небольшом объеме необходимое количество питательных веществ, которые усваиваются лучшим образом, так как по составу наиболее близки к ………. организма новорожденных. Неразвившиеся почки новорожденного ребенка не могут перерабатывать большие объемы жидкостей, не испытывая метаболического стресса, поэтому небольшие объемы жидкостей и высокая плотность молозива очень хорошо соответствуют этой физиологической особенности.

Первое кормление молозивом является мощным стимулирующим развитие и становление неспецифических естественных факторов защиты в силу того, что высокая концентрация ферментов, гормонов и других биологических веществ способствует активации незрелых пищеварительных и обменных функций новорожденных.

Женское молоко является оптимальным питанием для новорожденного и грудного ребенка по качественному и количественному составу основных нутриентов и микрокомпонентов, состав которых динамично приспосабливается к индивидуальным потребностям детей, изменяющимся в процессе роста ребенка.

Значение женского молока определяется так же широким комплексом биологически активных веществ, обеспечивающих полноценность всех процессов роста и дифференцировки органов и систем (гормоны, ростовые факторы, просто…………., ферменты и др.).

К защитным факторам женского молока относятся иммуноглобулины и связанные с ними антитела, клеточки лимфоидные элемент, неспецифические факторы противоинфекционной защиты (лактоферрин, лизиоцин, интерферон, ингибиторы трипсина, ингибиторы вирусов и др.) Особенно высокое содержание этих факторов отмечается в молозивный период лактации.

Ребенок получает с молоком матери пассивный иммунитет. Этим объясняется, что заболеваемость и смертность новорожденных, находящихся на грудном вскармливании, значительно меньше, чем искусственников, хотя при переходе во внеутробное существование происходит активное заселение кожи, слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения вирусной и бактериологической флоры.

Грудное молоко не только оказывает антиинфекционные и антиаллергические действия, но и стимулирует развитие собственной иммунной системы ребенка; оно содержит много противовосполительных компонентов. Таким образом, материнское молоко защищает организм новорожденного от раннего инфицирования и чрезмерного антигенного раздражения в период адаптации к условиям внешней среды.

С этой точки зрения первое прикладывание новорожденного к материнской груди должно происходить в наиболее ранние сроки рождения.

Для успешного грудного вскармливания очень важно эмоциональное состояние матери. Процесс кормления грудного ребенка требует сосредоточенности, успокоенности. Окружающие, медицинские работники, члены семьи должны помочь избегать стрессовых ситуаций и различных затруднений. Общение матери с ребенком во время кормления грудью закладывает основы взаимопонимания между ними; мать учится наблюдать и понимать ребенка, выявлять его проблемы и потребности.

Значение грудного вскармливания для

новорожденного ребенка.

1. Обеспечивает основными нутриентами и микрокомпонентами, наиболее соответствующими по количественному и качественному составу потребностям новорожденного в условиях перехода к внеутробному питанию.

2. Биологическая ценность для роста и развития организма новорожденного; иммунологическая защита от инфекционной патологии; паразитарной инвазии.

3. Естественное вскармливание оказывает профилактическое действие по отношению к развитию таких заболеваний, как атеросклероз, сахарный диабет, лейкозы, хронических заболеваний органов пищеварения; имеет антиаллергический эффект; защищает от атонических реакций и заболеваний.

4. Облегчает адаптацию к новым окружающим условиям путем заселения кожи и желудочно-кишечного тракта микроорганизмами матери.

5. Под воздействием акта сосания груди формирование и становление зубочелюстного аппарата, мозгового черепа, аппарата звуковоспроизведения. Дети находящиеся на грудном вскармливание реже имеют ортодонтические дефекты, у них более успешно происходит становление речевой функции.

6. Известны исследования о большой частоте заболеваний среднего уха у детей, находившихся на искусственном вскармливании, как на первом году жизни так и в последующие годы.

7. Эмоциональная ценность грудного вскармливания исходит из установления прочих психоэмоциональных связей в процессе кормления грудью, которые в последующем являются чрезвычайно благоприятной основой для полноценного развития интеллекта и психики ребенка. Кормление ребенка грудью имеет определенное влияние на взаимоотношения, которые в дальнейшем складываются между ребенком и матерью, а так же на будущее поведение ребенка; лучшее эмоциональное, психомоторное развитие, большую коммуникабельность.

Значение кормления грудью для матери.

1. Ранее прикладывание новорожденного к груди в первые 30 мин. после рождения, включая неограниченное сосание, способствует началу и становлению лактации. Количество вырабатываемого молока определяется и соответствует исключительно потребностям ребенка; каждое прикладывание к груди стимулирует секрецию молока, которая прекращается по мере наполнения груди.

2. В период окситоциновой фазы секреции молока геиндуцируются сокращения матки, которые могут быть очень болезненными в первые несколько дней после родов; окситоцин способствует остановке кровотечений после родов; содействует более полной и быстрой инволюции матки.

Сцеживание грудного молока.

Матери необходимо как можно раньше после родов начать сцеживание и производить его по 15-20 мин. по крайней мере 7 раз в сутки. Можно помассировать грудь в направлении сосков за несколько минут до начала сцеживания, чтобы обеспечить ток молока.

Техника сцеживания.

1. Наклониться вперед и поддерживать грудь рукой.

2. Большой палец руки расположить на ареоле над соском, указательный и средний — под ареолой соска.

3. Несколько сдавить пальцами ареолу по направлению в сторону грудной клетки.

4. Осторожно нажать на молочные пазухи за соском , ниже ареолы.

5. Повторять эти движения до тех пор, пока молоко не начнет капать, а затем может брызнуть.

6. Передвигать пальцы вокруг ареолы, чтобы были задействованы все молочные пазухи.

7. Время от времени проводить массаж всей груди, мягко похлопывая по направлению к соску, проверяя твердость в груди.

8. Повторять движение до тех пор, пока грудь не станет мягкой и не прекратится вытекание молока.

Источник: ReferatBank.ru

Преимущества грудного вскармливания для здоровья ребенка и матери. Правила успешного грудного вскармливания, его режим и техника. Типичные ошибки и противопоказания к грудному вскармливанию. Основные принципы питания и режима дня кормящей матери.

Подобные документы

  • Рассмотрение преимуществ грудного вскармливания. Изучение состава грудного молока. Описание основных правил успешного грудного вскармливания. Анализ проблем, возникающих при неправильном прикладывании. Рассмотрение особенностей питания кормящей матери.

    презентация, добавлен 20.04.2020

  • Преимущества грудного вскармливания детей первого года жизни. Структура и свойства женского молока, его необходимость для новорожденного ребенка; значение кормления для матери. Организация работы родильного отделения по пропаганде грудного вскармливания.

    курсовая работа, добавлен 27.02.2011

  • Грудное вскармливание, его преимущества, правила и техника. Питание и режим кормящей матери. Медико-психологические проблемы при вскармливании ребенка грудью. Введение прикорма, его смысл. Анализ деятельности медсестры в организации вскармливания детей.

    курсовая работа, добавлен 23.05.2016

  • Комплексная гигиеническая оценка состояния здоровья подростков. Влияние наркотиков на организм подростков. Преимущества естественного вскармливания. Влияние диеты кормящей матери на состав грудного молока. Противопоказания к грудному вскармливанию.

    контрольная работа, добавлен 03.09.2014

  • Виды вскармливания детей до года: естественное (грудное) кормление ребенка материнским молоком, смешанное — сочетание грудного молока и его искусственных заменителей, искусственное вскармливание. Режим питания кормящей. Основные правила введения прикорма.

    презентация, добавлен 12.10.2014

  • Виды вскармливания грудного ребенка. Преимущество кормления молоком матери, которое идеально приспособлено к особенностям пищеварения и обмену веществ ребенка первых месяцев жизни. Режим и периоды естественного вскармливания. Методы расчета объема питания

    презентация, добавлен 16.12.2014

  • Значение грудного вскармливания в жизнедеятельности ребенка. Современные рекомендации и инициатива ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию. Пропаганда грудного вскармливания как одно из направлений работы участковой медицинской сестры детской поликлиники.

    дипломная работа, добавлен 12.09.2016

  • Польза и необходимость грудного вскармливания младенца. Сравнительный состав женского молока и молока животного происхождения. Особенности молозива. Содержание витаминов. Сцеживание грудного молока. Принципы грудного вскармливания. Молокогонные средства.

    презентация, добавлен 01.02.2017

  • Анатомо-физиологические особенности доношенного зрелого новорожденного. Принципы оптимального естественного вскармливания. Биологические и химические свойства женского молока. Приемы, используемые при кормлении. Противопоказания к грудному вскармливанию.

    дипломная работа, добавлен 13.04.2014

  • Биологические свойства женского молока, преимущества кормления им ребенка, основные правила и принципы. Проблемы грудного вскармливания и пути их решения, существующие противопоказания. Перевод на другой вид вскармливания и этапы введения прикорма.

    дипломная работа, добавлен 18.12.2014

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
Источник: allbest.ru

УДК 613.953.1 (075.8) ББК 57.32 я73 А 86

Рецензент: канд. мед. наук, вед. науч. сотрудник БелНИИ охраны материнства и детства И.Б. Дзикович.

Артюхина В.В.

А 86 Современные аспекты грудного вскармливания: Метод, реком. / В.В. Артюхина, Е. А. Баранаева. — Мн.: МГМИ, 2001. — 38 с.

Представлены сведения о современных научно-практических пред­ставлениях о грудном вскармливании и его назначении для здоровья и развития детей раннего возраста. В них отражены новые подходы к тер­минологии, срокам введения прикорма, методам стимуляции и сохране­ния продолжительной лактации у женщин. Приведены новейшие реко­мендации ВОЗ и ЮНИСЕФ по поддержке и распространению грудного вскармливания в соответствии с десятью принципами успешной лакта­ции.

Методические рекомендации предназначены для студентов педиат­рического и лечебного факультетов, преподавателей и врачей-педиатров.

УДК 613.953.1 (075.8) ББК 57.32 я73

© В.В. Артюхина, Е.А. Баранаева, 2020 © Минский государственный медицинский институт, 2001

Общепризнанно, что рациональное питание — ведущий фактор формиро­вания здоровья людей всех возрастов. С первых дней жизни пища — источник пластического материала и энергии для нормального функционирования всех органов и систем детского организма, его физического, психомоторного и ин­теллектуального развития.

Современная теория рационального питания предусматривает поступле­ние в организм не только достаточного количества пищевых веществ, но их оп­ределенный качественный состав, соответствующий адаптационным возможно­стям ребенка, физиологическим особенностям желудочно-кишечного тракта, уровню обменных процессов. В этом смысле идеальное питание для новорож­денных и детей раннего возраста — грудное молоко. Еще И.А. Аршавский отме­чал, что материнское вскармливание является как бы естественным постна-тальным эквивалентом пуповинной связи внутриутробного периода развития, позволившим сохранить наиболее полные и интимные взаимоотношения между материнским организмом и новорожденным. Грудное вскармливание (естест­венное) — важный фактор, способствующий реализации генетического потен­циала морфологического и функционального развития человека, как на ранних этапах, так в последующие периоды жизни, способствует снижению младенче­ской заболеваемости и смертности.

По мере развития и индустриализации общества практические подходы и научные представления о грудном вскармливании претерпевали существенные изменения, отмечалось несколько спадов и подъемов интереса к грудному вскармливанию. В начале XX столетия и позже основное внимание в вопросах детского питания уделялось количественному подходу в изучении отличий женского и коровьего молока, вопросам модификации последнего и приспособ­лению его к запросам грудных детей. Так, начиная с 60-70-х годов отмечалось повсеместное снижение частоты и продолжительности грудного вскармлива­ния, во многом обусловленное широким развитием промышленного производ­ства заменителей грудного молока. По опубликованным данным, в США в 2020 году менее 25% женщин кормили своих детей грудным молоком. Аналогичные данные отмечались и в других развитых странах.

Негативные тенденции снижения практики грудного вскармливания яви­лись основанием для активизации действий Всемирной Организации Здраво­охранения (ВОЗ) и Детского Фонда организации объединенных наций (ЮНИСЕФ) по «возрождению» грудного вскармливания во всех развитых и развивающихся странах. Начиная с конца 70-х годов эти организации уделяют огромное внимание проблемам реабилитации естественного вскармливания, содействуя его развитию и распространению во всех странах.

В 2020 году Всемирная Ассамблея здравоохранения приняла Междуна­родный свод правил по сбыту заменителей грудного молока. В Своде указыва-

ется на запрет какой-либо рекламы заменителей грудного молока, рожков и со­сок.

В 2020 году эти организации принимают и распространяют 10 принципов успешного грудного вскармливания, которые рекомендуют каждому дому и больнице по уходу за новорожденными детьми:

  1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскарм­ ливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского пер­ сонала и рожениц.

  2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осу­ ществления практики грудного вскармливания.

  3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.

  4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.

  5. Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранять лак­ тацию, даже если они временно отделены от своих детей.

  6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.

  7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожден­ ного рядом в одной палате.

  8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.

  9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармли­ вании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих мате­ ринскую грудь (соски и др.).

Ю.Поошрять организацию групп поддержки грудного вскармлива­ния и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного до­ма или больницы.

В 2020 году ВОЗ и ЮНИСЕФ выдвинута совместная инициатива по фор­мированию «Больницы доброжелательного отношения к ребенку», направлен­ная на то, чтобы все больницы стали центрами поддержки грудного вскармли­вания. Больницы или роддома признаются доброжелательными к ребенку, ко­гда обязуются не принимать бесплатных или льготных поставок заменителей грудного молока, рожков и сосок и соблюдать 10 принципов успешного груд­ного вскармливания. Со времени начала инициативы такой статус получили 15000 стационаров в развивающихся и развитых странах. Во многих районах обслуживания этих учреждений увеличилось количество кормящих матерей и улучшилось состояние здоровья детей. Так, на Кубе, где 49 из 56 больниц и ро­дильных домов признаны доброжелательными к ребенку, за период 1990-1996 гг. частота грудного вскармливания увеличилась в 3 раза. В Китае, где имеется 2020 больниц с упомянутым статусом, грудное вскармливание за период с 1992-1994 гг. возросло с 29% до 69% в сельской местности и с 10% до 48% в городской.

4

В
последние годы наблюдается возврат к
естественному вскармливания во
всех странах. Так, например, в США в
настоящее время кормят грудью до 4
месяцев около 70% матерей. В России
распространенность грудного вскармли­вания
детей в возрасте до 4-х месяцев составляет 40-50%
. Причем, во всех странах
отмечаются одинаковые тенденции
увеличения «осознанного» грудно­го
вскармливания среди наиболее образованных,
старших по возрасту, замуж­них
и более обеспеченных матерей.

ВОЗ и ЮНИСЕФ рассматривают грудное вскармливание, как основное условие соблюдения прав ребенка по вопросам здоровья и питания, принятое международной Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной и подписан­ной 163 странами (на июль 2020 года).

В нашей стране в последние годы также уделяется большое внимание проблеме грудного вскармливания детей. В республике Беларусь на сегодняш­ний день 10 больниц получили статус «Больницы доброжелательного отноше­ния к ребенку» (Речица, Щучин, Ошмяны, Борисов и др.) В практику здраво­охранения Беларуси постепенно вводятся основные принципы концепции груд­ного вскармливания, рекомендуемые ВОЗ и ЮНИСЕФ. Почти во всех родо­вспомогательных учреждениях практикуется совместное пребывание матери и ребенка, принципы раннего прикладывания к груди, и «свободного» кормления «по требованию» ребенка, пересматриваются сроки введения прикормов.

В свете изменившихся многих научных представлений о механизмах лак­тации и грудного вскармливания, концептуальных подходов и с учетом реко­мендаций ВОЗ и ЮНИСЕФ, в последние годы в Республике организовано обу­чение современным принципам грудного вскармливания врачей, организаторов здравоохранения, профессорско-преподавательского состава средних и высших медицинских учреждений.

В совместной декларации ВОЗ и ЮНИСЕФ отмечается, что «Содержание учебных программ в педиатрических, акушерских службах и службах общест­венного здравоохранения, также как и позиции преподавательского состава, оказывают непосредственное влияние на политику и программы служб здраво­охранения в отношении практики грудного вскармливания». В связи с этим, представляется целесообразным пересмотреть подход к преподаванию этих во­просов в планах учебных программ для студентов медицинского института, так как изложение этой темы в рекомендуемых учебниках не в полной мере отвеча­ет современным представлениям и требованиям. Многие излагаемые в них ре­комендации на сегодняшний день уже устарели.

Современная методика преподавания вопросов питания новорожденных и детей раннего возраста должна строиться с учетом актуальности проблемы ес­тественного вскармливания, уделяя больше внимания практическим вопросам стимуляции лактации, техники прикладывания ребенка к груди и возникающим при этом проблемам. В процессе преподавания вопросов вскармливания следу­ет настраивать студентов на необходимость популяризации грудного вскармли­вания в своей будущей профессиональной деятельности.

5

ТЕРМИНОЛОГИЯ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ

В последнее время в терминологии грудного вскармливания наблюдается большая степень дифференциации понятий и определений. Термин «грудное вскармливание» по существу означает — вскармливание ребенка молоком жен­щины (более точно — молоком биологической матери). В отечественной прак­тике в качестве синонима «грудное вскармливание» распространен термин «ес­тественное вскармливание», хотя последний является более широким поняти­ем, так как включает в себя принципы введения прикорма.

В 2020 году ВОЗ была опубликована «Схема для уточнения терминов и определений по грудному вскармливанию», включающая:

1. Полное грудное вскармливание, которое подразделяется на:

а) исключительно полное или исключительно грудное вскармлива-

ние (ребенок ничего не получает кроме груди матери),

б) почти исключительно полное или преимущественно грудное вскармливание (наряду с грудью матери ребенок получает воду, соки или еще что-то в объеме не более на 1-2 глотка и не чаще 1-2 раза в день).

  1. Частичное грудное вскармливание или дополненное — вскармлива­ ние ребенка молоком в сочетании с его искусственными заменителями, понятие близко к отечественным характеристикам смешанного вскармливания. Выделя­ ется три степени частичности: 1) «высокого уровня», когда ребенок получает более 80% объема и калорийности суточного питания; 2) «среднего уровня», когда за счет материнского молока обеспечивается 79-20% суточного объема и калорийности питания и 3) «низкого уровня», когда молоко покрывает суточ­ ный объем и калорийность менее чем на 20%.

  2. Знаковое или символическое грудное вскармливание — такое при­ кладывание к груди, при котором из груди ничего или почти ничего не высасы­ вается и осуществляется, как форма психологической защиты и поддержки ре­ бенка вне задач его пищевого обеспечения.

В настоящее время продолжается дальнейшее совершенствование терми­нологии диетологии детского возраста и грудного вскармливания, в частности.

Источник: studfile.net