Усталость и стресс у студентов


Студенческая жизнь не так беззаботна и легка, как кажется на первый взгляд. И, окунувшись в этот новый мир, вчерашний школьник теряется: от него требуется намного больше, чем во время учебы в школе.

Умение быть собранным и дисциплинированным, запоминать большое количество информации в короткие сроки, правильно организовывать свой учебный день, научиться общению с большим количеством новых людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях – все это требует от студента большой выдержки, эмоционального напряжения и внутренней стойкости.

У многих студентов на фоне такой нагрузки и повышенных требований развивается стресс. Как выясняют психологи, стресс в жизни студента – явление совсем не редкое, многие молодые люди подвержены этой болезни, особенно в период сессии или сдачи экзаменов.

Длительное пребывание студента в состоянии стресса приводит к истощению нервной системы, что ведет за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем, обострение хронических заболеваний, нежелание учиться и общаться со сверстниками…

Какие трудности в жизни современного студента могут привести к развитию стресса?

Переход от школьника к студенту и учеба в институте – это совершенно новый этап в жизни молодого человека, который требует от него максимальной концентрации своих внутренних сил. К стрессу могут привести такие факторы:

  • Недостаточное количество сна. Особенно актуальной эта проблема становится во время сессии или экзаменов.
  • Не выполненные в срок лабораторные работы, домашние задания, курсовые работы, отчет по производственной практике и т.д.
  • Пропуски занятий и отсутствие полных знаний по какому-либо предмету.
  • Плохая успеваемость по некоторым университетским дисциплинам.
  • Конфликты со сверстниками.
  • Слишком большая учебная нагрузка. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются студенты, которые хотят хорошо учиться, но им трудно дается запоминание или анализ какой-либо информации, они вынуждены тратить на это слишком много времени, жертвуя сном или полноценным отдыхом.
  • Отсутствие интереса к учебным дисциплинам и выбранной профессии.
  • Неудовлетворительные условия проживания и учебы.
  • Серьезные изменения в личной жизни студента или в жизни его родственников также могут привести к развитию сильного эмоционального напряжения и стресса (смерть или близких, финансовые затруднения, перевод в новую группу, конфликты со сверстниками и т.д.)

Как помочь студенту справиться со стрессом?

Родители, социальные педагоги, преподаватели и близкие люди должны оказать студенту посильную помощь в преодолении стресса. В отдельных случаях может понадобиться помощь грамотного психолога.

Ниже приведены некоторые методы борьбы со стрессом у современного студента.

  • Нужно научиться правильно распределять свое время. Этот простой совет может сослужить хорошую службу студенту во время учебы. Умение планировать и грамотно растрачивать свои силы поможет все успевать в учебе и находить время для полноценного отдыха.
  • Приучить себя к самодисциплине. Это качество очень необходимо современному студенту и может помочь ему избежать стрессовых ситуаций во время учебы. Например, студент должен четко понимать, что после занятий в институте, обеда и 30 минутного отдыха лучше всего выполнить домашнее задание или найти контрольную работу, а потом идти гулять или общаться с друзьями.
  • Совершать каждодневные прогулки на свежем воздухе.
  • Спать не менее 8 часов в сутки, причем, делать это нужно в ночные часы.
  • Общаться с друзьями или знакомыми в свободное от учебы время.
  • Искать положительные моменты в любой ситуации.
  • Заниматься спортом: активные физические упражнения выводят из организма гормоны стресса.

Студент должен четко понимать, что качество его жизни во многом зависит от него самого, поэтому избежать стресса, все-таки, можно. Но для этого нужно приложить усилия и старания, тогда студенческая жизнь будет полна радости и приятных воспоминаний.

Источник: supreme2.ru

Молодость считается лучшим периодом жизни, тем не менее это один из самых сложных ее этапов. Причиной этого является отсутствие опыта, максимализм, уход из-под опеки взрослых. И конечно, одним из самых трудных периодов в молодости – это учеба в колледже или университете. Колледж является идеальной средой для стресса, и обычно включает в себя несколько основных факторов, которые наваливаются на студента все сразу.

Причины усталости у студентов

Первокурсники учебных заведений, пожалуй, наиболее уязвимая категория студентов. Это связано с тем, что они сталкиваются с социальными проблемами, которые возникают, когда друзья, родители, родной город, привычки остаются позади. Первокурсники должны создать новые социальные связи, для того, чтобы решать свои проблемы самостоятельно, без помощи родителей, и так далее. Естественно, это приводит к стрессу. Кроме того, плохие соседи по комнате, домашние задания, неполный рабочий день оказывают влияние на состояние молодых людей.

Образ жизни также является одним из основных факторов, вызывающих стресс и усталость у студентов. Всякий раз, когда мы говорим про «студенческую жизнь», мы, как правило, подразумеваем нездоровое питание, вечеринки до поздней ночи, алкоголь, недостаток сна из-за экстенсивного изучения и социальной деятельности, и так далее. Нет сомнения, все это негативно сказывается на физическом и психологическом здоровье учащихся. Хроническая усталость заставляет студентов чувствовать истощение и отрицательно влияет на их работоспособность или посещаемость в университете. У них остается меньше сил для прохождения академических часов, и они могут пропускать занятия или сделать домашние задания менее тщательно, что может стать дополнительным фактором стресса в дальнейшем.

Плохая работа и неправильное определение приоритетов  является еще одним бичом для многих молодых, живущих и обучающихся самостоятельно. Они теперь предоставлены сами себе — нет учителя, родителей, родственников, которые говорят им что, как и когда делать. Из-за отсутствия опыта, студенты не могут выяснить, на что стоит обратить внимание и что не является актуальным в настоящее время; как организовать распорядок; как тратить меньше времени на повседневные задачи; как сохранить баланс между личной и научной жизнью. Это вызывает неудовлетворенность, плохую работоспособность и стресс. Эффективным способом в преодолении таких состояний может быть учет того, что и когда вы делаете. После того как вы видите, сколько времени занимает тот или иной вид деятельности, вы можете начать планирование.

Быть молодым не только удовольствие, но и стресс, особенно если вы являетесь студентом. Новые социальные проблемы в сочетании с отсутствием привычной поддержки (например, семьи или старых друзей), недостаток средств, нездоровый образ жизни и отсутствие организации часто вызывают раздражение и стресс у студентов.

Борьба со стрессом и усталостью студентов

Если вам необходимо быстро справиться усталостью, эта статья вас разочарует. Противодействие усталости при совмещении работы с учебой — это процесс, который требует знаний, соблюдение своего расписания и  благоприятной окружающей среды. Требуется  системный подход, который означает, что вы должны задать себе следующие вопросы:

  1. Употребляете ли вы пищу, которая наполняет вас энергией? Это значит, никаких фаст-фудов, сладких напитков, разнообразных сортов чая и кофе. Как насчет банана, чтобы заменить сахар? Или горсть орехов при желании что-нибудь погрызть. Шоколадки и конфеты дают скачок сахара в крови с последующим падением сахара, в результате чего появляется вялость и даже чувство беспокойства. Очень часто студенты забывают пить простую воду, что приводит к обезвоживанию организма.
  2. Время для самоанализа и размышлений. Много раз студенты заявляют, что они не могут сделать задание за долгое время. Вы откладываете выполнение заданий на потом? Почему вы отклоняетесь от своего  графика? Каково ваше отношение к курсу? Каков ваш  предмет? Назначение? Содержание? Вы отстали? Почему вы отстали? Самоанализ и размышления приводят к самокоррекции. Несоблюдение этого еженедельно отправляет вас все дальше и дальше вниз, все ближе к унынию и чувству перегрузки. Задумайтесь о своих успехах и тех вещах, которые вы должны изменить в своей жизни.
  3. Как справиться с усталостью в конце дня? После трудного рабочего дня, часов в пробках или в дороге, последняя вещь, которую вы хотите делать — это сидеть над своими книгами, изучая экономику, физику, бухгалтерские или любые другие сложные вопросы. Но есть задания, которые нужно обязательно выполнить, и заметки, которые должны быть сделаны. 20 минутный короткий сон творит чудеса. Не больше и не меньше! На работе во время перерыва, 20 минут сна в машине помогут вам  пересмотреть остальную часть дня. Сон в течение 20 минут возрождает вас еще на пару часов.
  4. В какое время дня вы чаще не спите? Вы жаворонок или сова? Попробуйте планировать свое учебное время в утренние часы (ложиться как можно раньше) или вечером в зависимости от того, когда вы чувствуете себя наиболее бодро.
  5. Вы поставили цели для обучающей сессии? Вы знаете, чего вы хотите добиться? Если у вас есть цель для каждого из направлений деятельности, вы будете более мотивированы для учебы.
  6. Вы  принимаете стимуляторы, чтобы взбодриться? Они включают в себя энергетические напитки, кофе, чай и таблетки. Они служат только для повышения адреналина, но снижают способность к концентрации внимания, и оставляют вас обессиленными и вялыми. Альтернатива — прогулка по парку или вверх и вниз по лестнице, пробежка, или гимнастика(20 отжиманий на полу в гостиной, любая физическая нагрузка, которая дает вам прилив адреналина). Эти стратегии не могут осуществляться на разовой основе. Необходим системный подход, чтобы добиться результатов и улучшить качество жизни, иначе стереотип, что молодость — самое лучшее время в жизни человека, может стать просто заблуждением.

Для борьбы с усталостью лучше использовать натуральные компоненты — растения адаптогены, такие как элеутерококк, а также растения, обладающие успокоительным эффектом (валериана, пустырник).

Элеутерококк П повышает умственную работоспособность, уменьшает сонливость, вызывает нормализацию кровяного давления, снижает уровня сахара в крови. Исследования показали, что прием элеутерококка улучшает выносливость организма к повышенным нагрузкам, увеличивает устойчивость к неблагоприятным условиям среды, уменьшает заболеваемость в период массовой инфекции гриппа, а самое главное, элеутерококк снижает усталость, не дает «сползти» в это изматывающее состояние.

От стрессов, депрессий эффективно избавит Нерво-Вит, в его состав входят: пустырник, валериана, мелисса, витамин С и синюха голубая, которая в свою очередь обладает успокаивающими свойствами. По седативной активности синюха в эксперименте превосходит валериану лекарственную в 8—10 раз. Стимулирует функцию коры надпочечников, регулирует липидный обмен.

Читайте также:

Управление усталостью и стрессом

Причины усталости и борьба с ними

Нарушение пищевого поведения

Синдром хронической усталости и стресса: новый рубеж для лечения?

Усталость. Причины, симптомы, диагностика и лечение

Источник: www.ustalosty.net

Обучение в вузе – это возможность получить отличное образование и открыть себе, так сказать, дорогу в жизнь. Но это еще и серьезный стресс, большая эмоциональная встряска для тех, кто только вчера сидел за школьной партой. Учеба вообще считается одним из самых сильных стрессовых факторов (о других факторах мы подробно говорили в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»), поэтому мы и решили рассказать о том, почему она является стрессом и как с этим бороться.

Причины учебного стресса

Для начала заметим, что стресс на учебе проистекает из повышенных интеллектуальных нагрузок и существенных перемен в образе жизни учащихся. И как раз чтобы справиться со стрессом и усилить сопротивляемость организма, нужно в первую очередь понять, по каким причинам на учебе появляется стресс. Если же пустить это дело на самотек, можно создать себе массу проблем со здоровьем, психикой, и, как следствие, с учебой.

В жизни студентов стресс появляется по совершенно разным причинам. Мы не будем рассказывать обо всех, а коснемся лишь самых распространенных.

Смена обстановки

Поступление в вуз напрямую связано со сменой обстановки и круга общения, и это один из главных стрессогенных факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние студента. Данный фактор складывается из более мелких факторов, таких как:

  • ослабление контроля и влияния со стороны родителей и школьных учителей;
  • необходимость самостоятельно заботиться о себе;
  • проживание в съемном жилье или общежитии (при обучении в другом городе);
  • смена круга общения;
  • смена интересов;
  • недопонимание с одногруппниками или соседями по комнате/квартире;
  • материальные трудности.

Если студент психологически не подготовлен к таким вещам, смена обстановки может в одночасье выбить его из колеи, сделав его более уязвимым и для воздействия других негативных факторов.

Умственные и физические нагрузки

Поступление в вуз – это ко всему прочему еще и резкое повышение нагрузок. Это и намного большие объемы информации к изучению, и более интенсивные занятия, и самостоятельные поиски знаний. Сюда же можно отнести переживания по поводу будущих зачетов и сессий. В дополнение к этому следует выделить нарушение привычного графика.

Если освоение какой-либо дисциплины дается студенту с трудом, риск нервного перенапряжения возрастает. А бывшие школьники с синдромом «отличника» очень часто чрезмерно заботятся о своей репутации и боятся не соответствовать ожиданиям окружающих, в том числе и родителей, желающих видеть своих детей безупречными студентами.

Если эмоциональное напряжение оказывается длительным, оно легко может перерасти в затяжной и даже хронический стресс. Допускать этого ни в коем случае нельзя, т.к. для последующего преодоления (уже лечения) стресса может потребоваться профессиональная медицинская помощь.

Прочие факторы

Выше мы назвали общие факторы стресса на учебе, но есть также и субъективные – касающиеся каждого студента в отдельности. Они сами, а также их количество обусловлены образом жизни, который ведет человек.

К субъективным факторам можно отнести:

  • конфликты с педагогами;
  • конфликты с другими студентами;
  • особенности личной жизни;
  • неправильное питание;
  • неполноценный сон;
  • недостаточное количество отдыха;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических средств).

Степень психоэмоционального напряжения, возникающего под воздействием стресса, зависит от готовности студента к самостоятельной жизни, отношения к учебе и уровня его ответственности за то, что с ним происходит. Также на нее влияет и тип стресса, с которым приходится сталкиваться на учебе. Имеется в виду позитивный и негативный стресс:

  • Позитивный стресс – это стресс, возникающий, когда человек получает положительный опыт при выходе из стрессовой ситуации. Например, удачно решает какую-то проблему, ресурсы для решения проблемы, поддержку или одобрение окружающих.
  • Негативный стресс – это стресс, возникающий, когда человек не может справиться с какой-либо работой, выполнить поставленную задачу, изменить ситуацию. Именно этот стресс является опасным и отрицательно сказывается на психическом и физическом состоянии.

Более подробно о типах стресса читайте в статье «Самая важная информация о стрессе», а мы продолжим. Как вы понимаете, учиться противостоять нужно негативному стрессу, но чтобы это противостояние было эффективным, необходимо также понимать, как протекает стресс и как он проявляется.

Стадии и симптомы стресса

Заметить появление стресса достаточно легко – нужно лишь уловить изменения в своем состоянии, и они могут быть трех типов, исходя из стадии стресса:

  • Стадия беспокойства. В ответ на воздействие стрессовых факторов психика человека реагирует волнением. Тревога служит для организма сигналом для мобилизации защитного потенциала. Эту стадию заметить очень легко.
  • Стадия сопротивления. Организм приходит в состояние, позволяющее ему самостоятельно справляться со стрессом. Как правило, данная стадия не вызывает у человека беспокойства, особенно если ему удается успешно разрешить проблему.
  • Стадия истощения. Стресс достигает ее, если действие стрессового фактора продолжается долго. Резервы организма истощаются, бороться со стрессом становится все сложнее, и в конечном счете стресс полностью подавляет человека. Как и первую стадию, третью стадию заметить очень легко.

Подробно представленные стадии описывал в своих трудах канадский исследователь Ганс Селье еще в середине 20 века, но даже сегодня эта информация остается актуальной. Если состояние начинает соответствовать одной из перечисленных стадий, стоит задуматься, не имеете ли вы дело со стрессом. А убедиться в этом можно, если обратить внимание на симптомы.

Отдельно о симптомах стресса мы писали в статье «Стресс и психология: как они связаны», так что не будем повторяться, а просто напомним, что под воздействием стресса в первую очередь нагрузку испытывает нервная система человека.

Общими признаками влияния стресса являются:

  • упадок сил;
  • апатия;
  • плохой аппетит;
  • нарушение сна;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • головные боли;
  • отвлекаемость;
  • ухудшение концентрации;
  • ухудшение усвоения информации;
  • ухудшение памяти.

Все это очень плохо сказывается на только на самочувствии студента, но и на его успеваемости, т.к. затрагиваются абсолютно все системы организма, и, как следствие, происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности.

Последствия стресса на учебе

Из-за стресса студент плохо воспринимает и запоминает информацию, неохотно посещает занятия, неэффективно готовится к экзаменам, падает общая его успеваемость. Если же учащийся пренебрегает здоровым образом жизни, пьет много кофе и кофеиносодержащих напитков, неправильно питается, мало отдыхает и т.д., ситуация усугубляется, что отражается на физиологическом уровне.

Увеличивается нагрузка на сердце, повышается артериальное давление, нарушается работа вегетативной системы. В случае продолжительного напряжения нарушается вегетативный гомеостаз, со временем разрушаются кровеносные сосуды, ослабевает иммунитет, что повышает риск заболеваний.

Дополнительно можно выделить снижение самооценки, ухудшение настроения и самочувствия. Это может повлечь за собой появление вредных привычек и зависимостей, к примеру, от сигарет, алкоголя, медикаментозных препаратов и наркотических средств. Так человек пытается бороться со сложными обстоятельствами.

Многократные научные исследований указывают и на то, что даже после того как стрессовые факторы прекращают действовать, организму и психике требуется немалое время, чтобы восстановиться и прийти в норму. И это еще одна веская причина, по которой нельзя допускать ни развития, ни, тем более, усугубления стресса.

Как бороться со стрессом на учебе

То, насколько развита стрессоустойчивость студента, имеет важнейшее значение как для учебного процесса, так и для жизни вступающего во взрослый мир человека. Естественно, повлиять на условия, сопутствующие обучению, практически невозможно, и поэтому гораздо эффективнее не «бороться с системой», а искать способы нормализовать психическое состояние.

К самым эффективным методам борьбы со стрессом на учебе относится модификация поведения, т.е. пересмотр и изменение своего отношения к происходящему, избавление от волнений по поводу того, что на повлиять не получается, освоение путей для выхода негатива. И для этого психологи рекомендуют несколько приемов:

  • Ведение дневника. Давно доказано, что очень полезно переносить на бумагу переживания, мысли и эмоции. Это позволяет освободиться от негатива и разгрузить психику. Также полезно анализировать записи, чтобы понимать причины своих состояний и находить способы решения проблем.
  • Занятия спортом. Психически и физически чувствовать себя намного лучше позволяют физические нагрузки. Тренировки, упражнения, пробежки и другие подобные занятия – это возможность высвободить излишки энергии и успокоиться, отвлечься и обдумать что-то. Конечно же, и здоровье благодаря спорту становится лучше.
  • Эмоциональная разрядка. Зачастую стресс вызывает отрицательные эмоции, а их, как уже было подмечено, нужно выплескивать. Если спорт по какой-то причине – не вариант, можно побить пуфик, разбить тарелку, покричать в подушку, сломать что-то, что не жалко. В спокойном состоянии человек уже не так подвержен стрессу, а подобные приемы – это отличный способ достичь спокойствия.
  • Смена деятельности. Когда выдается выходной, его обязательно нужно проводить не так, как будний день. Лучше всего кардинально менять окружающие условия и занятость. Можно сходить в поход и заночевать в палатке, покататься на лыжах или организовать барбекю на даче у друзей. Чем больше «необычных» дней будет в жизни, тем лучше для организма и психики.

На самом деле приемов борьбы со стрессами на учебе намного больше, и, если говорить объективно, они нисколько не отличаются от приемов борьбы со стрессами на работе и в обычной жизни. Но есть и особые ситуации, к которым требуется более специфичный подход. Одной из таких ситуаций является предстоящий экзамен.

Даже небольшой стресс накануне экзамена – это помеха для концентрации на подготовке. Лучший способ избежать этого – заранее устранить стрессовые факторы или постараться к ним адаптироваться. Плюс к этому следует не пропускать лекции, вовремя изучать материал той или иной программы, выполнять все работы, задаваемые преподавателями. Хотя в некоторых случаях не помогает и это, ведь есть очень эмоциональные люди, которые испытывают стресс, даже если полностью готовы к экзамену.

Таким студентам можно порекомендовать обратить внимание на слабодействующие успокоительные средства. Но, во-первых, не должно быть противопоказаний, а во-вторых, нужно обязательно проконсультироваться с врачом – только специалист сможет подобрать подходящий препарат.

Впрочем, реально обойтись и без фармацевтики. Успокоиться на пороге важного события хорошо помогают «бабушкины» средства, например, успокаивающие сборы и настои из пустырника, ромашки, мяты, валерианы. Однако их нужно начинать пить хотя бы за пару недель до экзамена, т.к. эффект тут накопительный. Никакой настой не будет эффективным, если выпить его за час до мероприятия.

Нельзя пренебрегать правильным режимом дня. Чтобы сохранять продуктивность и высокую работоспособность, меньше переживать и лучше усваивать информацию, желательно ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, спать не менее восьми часов в сутки, делать перерывы от занятий в течение дня, больше бывать на свежем воздухе.

Рекомендуется сократить употребление кофе и чая, газированных напитков и энергетиков. Нужно пить больше воды и натуральных соков, питаться здоровой пищей, есть фрукты и овощи, ягоду, рыбу, каши (можете почитать статью «Полезные продукты для работы мозга»), шоколад (он улучшает мозговую активность, правда совсем ненадолго).

Соблюдение предложенных рекомендаций – это возможность укрепить психику, нормализовать психоэмоциональное состояние и поддерживать в тонусе организм в целом. Но, пожалуй, лучшим вариантом будет не принятие экстренных мер по нейтрализации влияния стресса, а его профилактика и предупреждение в повседневной жизни.

Как предупредить стресс на учебе

Избежать в перспективе связанных со стрессом неприятных ситуаций вполне просто. Для этого не нужно дожидаться появления первых признаков стрессового состояния. Напротив, нужно делать так, чтобы они и не давали о себе знать, а сделать это можно, если соблюдать ряд несложных рекомендаций:

  • Следить за своей самооценкой и поддерживать ее на должном уровне. При необходимости нужно повышать самооценку. Низкая самооценка – один из серьезных источников стресса и проблем с успеваемостью.
  • Поддерживать уровень знаний. Регулярно ходить на лекции, читать сопутствующую литературу, не создавать авралов по учебе. Это также поможет избежать перенапряжения и чрезмерных нагрузок.
  • Тренировать память. Чем лучше будет память, то быстрее и больше получится запоминать, а это одна из самых важных для учебы способностей. Для развития памяти есть специальные приемы, применять которые очень просто.
  • Развивать чувство юмора. Смех не только продлевает жизнь, но и служит замечательным способом профилактики стресса, ведь он способствует выработке атнистрессовых гормонов и гормона счастья, благотворно сказывающихся на психике.
  • Активно отдыхать. Как вы уже знаете, такой отдых помогает снимать эмоциональное и физическое напряжение, приводящее к стрессу. Нужно заниматься спортом, играть в активные игры, совершать прогулки и больше двигаться.
  • Принимать душ. Лучше всего подходит контрастный душ по утрам – он оказывает тонизирующее воздействие на организм, укрепляет иммунитет, нормализует кровообращение, а также бодрит и повышает жизненный тонус.
  • Релаксировать. Польза релаксации доказана учеными. Эта практика, если ей должным образом овладеть, способствует долговременному стабильному психоэмоциональному состоянию, а при необходимости помогает успокаиваться в любой нужный момент.
  • Медитировать. Эффект данной практики сродни эффекту релаксации. Но в дополнение к нему медитация позволяет человек успокаивать бег мыслей, более глубоко понимать причины происходящих событий и лучше разбираться в себе.
  • Делать массаж. Если есть возможность, стоит записаться на сеансы массажа. Он прекрасно расслабляет и приводит в норму и тело, и психику. Впрочем, почти каждый может организовать массаж дома – просто попросить кого-то из домочадцев.
  • Практиковать арома-терапию. Чтобы на время забыть о заботах и побыть наедине с самим собой, психологи советуют зажигать арома-лампы с эфирными маслами успокаивающих трав. Также арома-масла полезно добавлять в воду при приеме ванны.
  • Культурно проводить досуг. Один из лучших способов отвлечься и заодно расширить кругозор – это посещение выставок, музеев, театров. Ко всему прочему такое времяпрепровождение способствует получению эстетического удовольствия.
  • Пить витамины. Организм всегда нужно подпитывать полезными веществами, минералами и витаминами. Пищи, к сожалению, для этого не хватает, поэтому нужно пить витаминные комплексы и добавки к повседневному рациону.

Вместе с указанными рекомендациями можно взять за правило выполнять всевозможные дыхательные упражнения и психологические техники. Регулярное их применение послужит мощнейшим оружием против стресса во время учебы. Впрочем, и после получения диплома они будут служить полезным инструментом профилактики стресса на работе и в обычной жизни.

Резюме

Стресс является очень распространенной проблемой (напомним, что детально на эту тему мы говорили в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»), и сталкивается с ней буквально каждый человек. Этот факт следует принять как данность – от стресса не денешься никуда.

Но это не повод паниковать и отчаиваться, ведь разрушительного влияния стресса можно избежать даже при самом жестком учебном графике. Поддерживайте организм в здоровом состоянии и ведите здоровый образ жизни, сократите количество вредных привычек и не приобретайте новых, следите за питанием и сном.

Ответы на самые сложные и серьезные вопросы часто лежат на поверхности: прочтите предыдущий абзац – он отлично показывает, что для предотвращения стресса не нужно бежать от мира на необитаемый остров или уходить в пещеру. Простые правила на каждый день – это и есть основное оружие против стресса на учебе, на работе и где бы то ни было еще.

Не относитесь к своей жизни легкомысленно, берите на заметку все, о чем мы поговорили, и никакой стресс не выбьет вас из седла. Желаем удачи и, конечно же, отличных отметок!

Источник: 4brain.ru

Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблема психического здоровья студентов весьма актуальна.

Стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента.

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету [2].  Причину, вызывающую стресс, психологи называют стрессор. Стрессоры — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния – стресса [1,230]

          В основном, у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Очень часто в жизни студента возникают такие ситуации, когда одно дело еще не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда при всем желании не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени на подготовку к экзамену.

         Когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать.

Стресс, испытываемый студентами, сказывается на обучении. Трудности с успеваемостью, в свою очередь, также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

         Исследования (данной проблемой занимались такие учёные-психологи, как Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Ганс Селье, Юрий Иосифович Александров и др.) показали, что  стресс — это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.

          Актуальной становится задача развития у студентов навыков самоконтроля, формирования навыков управления факторами, вызывающими стресс.

           Авторами статьи было проведено исследование влияния факторов личного и учебного плана на возникновение стресса у студентов первого курса и выявление основных приёмов и методов борьбы со стрессами. Возраст участников — 16-18 лет, пол – женский; количество респондентов – 21 человек. Это студентки специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

          Для исследования были использованы 2 методики:

          Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых [4]. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания.

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона (студентам предлагалось ответить на 10 вопросов) [4].  Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости.

Результаты проведенного тестирования были представлены в форме диаграмм, гистограмм, таблиц и анализа полученных результатов.

  В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами возникновения стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам, отсутствие учебников, строгие преподаватели, непостоянное расписание, занятия в две смены, излишне серьёзное отношение к учёбе (Рис.1.)

Вклад отдельных проблем в общую картину стресса 

(Рис.1.)

Многие студенты – первокурсники не умеют организовывать свой режим, недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха, что ведет к ухудшению работоспособности, внимания, памяти,  и в целом, к значительному снижению успеваемости. Студенты сталкиваются с такими проблемами и трудностями, как:

               — несданные вовремя лабораторные работы;

               — невыполненные или выполненные неправильно задания;

               — большое количество пропусков по какому-либо предмету;

               — недостаточно полные знания по дисциплине;

               — плохая успеваемость по определенной дисциплине;

               — отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

               — плохие физические условия: отклонение в температуре помещения, плохое   освещение или чрезмерный шум.

Стресс, связанный с учёбой (Рис.2.), проявляется в постоянной спешке, нехватке времени, плохом настроении, плохом сне, потере уверенности, снижении самооценки, повышении утомляемости, что сказывается на понижении работоспособности студентов.

 

(Рис.2.)

         Средний показатель экзаменационного волнения в группе составляет 87% . Данный показатель значительно превышает норму, что лишь подтверждает, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором. У большинства студентов проявляются такие признаки экзаменационного стресса, как учащенное сердцебиение, скованность и дрожание мышц, головные боли. Также отдельные студенты выделили затрудненную речь.

 

(Рис.3.) 

         Основными способами снятия стресса (Рис.3.) является сон (15респондентов), общение с друзьями и  любимым человеком (18 респондентов). Прогулка на свежем воздухе (13 респондентов) и вкусная еда (13 респондентов) тоже являются эффективными способами снятия стресса. Радует  то, что алкоголь, наркотики для снятия стресса в исследуемой группе не используются.

           Анализ  полученных  результатов  диагностики  стрессоустойчивости  студентов  показал,  что самое большое  количество  баллов  среди  тестируемых  набрали  3  респондента (от 24,2 — 34,1 баллов).  Это низкая степень сопротивляемости стрессу, что говорит  о  том,  что  стрессовые  ситуации  оказывают  немалое  влияние  на  их  жизнь,  и  студенты  им  не  очень  сильно  сопротивляются.        

           2 респондента из 21, набравшие  самое маленькое  количество  баллов (от 6,8 — 14,1 баллов), имеют  высокий  уровень  устойчивости  к  стрессовым  ситуациям. 

         16 студентов  имеют  средний  уровень  стрессоустойчивости (14,2 — 24,1 баллов),  который  соответствует  в  меру  напряженной  жизни  активного  человека.

          Совершенно исключить из студенческой жизни стрессовые ситуации невозможно, однако можно попытаться свести к минимуму.

В ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского» многое делается, чтобы помочь студентам избежать цейтнота: режим дня ОУ, расписание занятий, экзаменов, план работы на семестр, (год), график дежурств и т.п. Это позволяет распланировать свои  повседневные  дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент; не браться за несколько дел одновременно, выполнять некоторые задания заранее с учетом своей нагрузки, чтобы предотвратить стресс в период сессии. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этих правил.

         Особо следует подчеркнуть, что, планируя свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.

          Для сохранения своих душевных и физических сил студентам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

          Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, например, массаж активных точек:

 — массаж мочек ушей;

 — надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;

 — массаж переносицы и области «третьего глаза»;

— противострессовое дыхание (дыхательная гимнастика):

 — вдох на 4 счёта; задержка дыхания на 4 счёта; выдох на 4 счёта; задержка дыхания на 4 счёта (повторить 4-5раз) и др. 

Таким образом, в результате исследования были сделаны выводы, что студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций; важнейшим стрессогеном является острая нехватка времени, сопровождающая студенческую жизнь с первого до последнего года учебы. Именно ограничение во времени — физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья.

        Стресс в учебном процессе необходимо и возможно регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий.

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению, мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни». [3]

Источник: e-koncept.ru

Студенты – народ активный, однако, как и все люди, время от времени утомляются. Как преодолеть усталость? Мы живем в эпоху жестких ритмов. Работа и учеба в интенсивном режиме, огромный поток информации, усиление умственного напряжения, стрессы, обрушивающиеся со всех сторон, вызывают у нашего организма реакцию протеста – переутомление. Наше состояние сравнимо с компьютером, у которого поврежден винчестер.

Сам по себе стресс не опасен. Это всего лишь мобилизация, концентрация всех внутренних сил организма. Стресс негативно влияет на нас, когда мы неправильно «разряжаемся», тогда стрессовое состояние приобретает хронический характер. В основном это случается из-за неумения противостоять негативу и ограждать себя от перегрузок.

Откуда берется состояние усталости?

Жесткий график работы, хроническое недосыпание, неполноценный отдых – все это истощает нервную систему человека, снижает его иммунитет. Когда «перегрузка» достигает критической точки, организм включает защитный механизм – «торможение» (в противном случае мы бы просто «перегорели»).

Наше поведение при этом может стать совершенно неадекватным: там, где нужен, казалось бы, эмоциональный всплеск, человек никак не реагирует, остается апатичным и равнодушным, а в ситуации, где эмоциональное проявление вообще неуместно, наоборот, взрывается. Мозг настолько устал от постоянной переработки информации, что просто перестает ее воспринимать. Он уже не в состоянии обдумать, переработать, сделать анализ. Все кажется скучным, неинтересным. А причина – нервное истощение и умственное перенапряжение. Возникает хроническая усталость.

Она проявляется общей слабостью, потерей аппетита, рассеянностью, перепадом настроения, бессонницей. Резко снижается активность и работоспособность. Так организм сигнализирует о том, что в его системе серьезные неполадки, что пора пересмотреть свою жизнь, свое отношение к окружающему миру, к людям, к работе, к здоровью.

Как лечить свой организм от хронического переутомления?

Итак, как же преодолеть усталость? Первый важный шаг – это начать новый, здоровый образ жизни, установить новые правила. Сами подумайте, что произойдет, если защитная функция организма вообще выйдет из строя? В некоторых запущенных случаях без медикаментозного лечения не обойтись. Могут потребоваться противовирусные средства и антидепрессанты. Но следует знать, что лечение такого рода направлено на следствие, а не на причину.

Необходимые меры

1. Сократить нагрузку на организм

Соизмеряйте свой запас прочности. Не тратьте силы понапрасну. Не берите на себя непосильный, чрезмерный груз обязанностей. Максимально снизьте нагрузку и дома, и на работе.

2. Ограничить поток информации

Избавьтесь от «хочу все знать». Меньше знаешь, крепче спишь. Оградите себя от негативного информативного потока, который льется со всех СМИ. Смотрите только позитивные фильмы и передачи, внушающие оптимизм и веру в хорошее. Старайтесь улучшить настроение. Можно посмотреть любимую комедию.

3. Изменить свой рацион

Ни в коем случае не придерживайтесь в таком состоянии диеты. Даже самая щадящая, неконсервативная диета будет некстати. Организму нужно здоровое питание. Употребляйте как можно больше овощей и цитрусовых, организм будет рад сейчас орехам, морепродуктам и сыру.

Но не кидайтесь в крайность – не переедайте. Часто в стрессовом состоянии организм видит в еде единственный источник удовольствия. Если вы заметили такое отношение к еде у себя, то срочно переключите свое внимание на другие источники, а питание сохраняйте рациональным.

4. Создать себе условия для полноценного сна

Сон на самом деле – мощнейшее оружие по борьбе не только с усталостью, но и со многими сбоями в организме. Проблемы были и будут, поэтому нужно научиться отношению к жизни, как у Скарлетт в «Унесенных ветром». Она любила повторять: «Я не буду думать об этом сегодня. Я подумаю об этом завтра». Иногда организму жизненно необходимо, чтобы вы махнули рукой на все проблемы и обстоятельства и просто выспались.

Старайтесь жить максимально комфортно для вас. Стремитесь к тому, что приносит вам удовольствие и делает счастливым. Меняйте все, что доводит вас до глубокого отчаяния и переутомления. Останавливайте не только свои действия, но и мысли. Во что бы то ни стало старайтесь преодолеть усталость.

Противопоставляйте любой унылой мысли радостное, веселое воспоминание. Любые пессимистические раздумья завершайте на оптимистической ноте. Не забывайте, что внутренний резерв организма не бесконечен и нуждается в восстановлении.

Источник: life-students.ru



Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой. Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными ситуациями, которые препятствуют академической успеваемости и в перспективе ведут к остановке личностного роста, психосоматическим заболеваниям. В статье рассмотрены причины и последствия стресса, а также представлены результаты эмпирического исследования учебного стресса среди студентов психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен

Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов. Начиная с самого начала учебной деятельности стресс в той или иной степени постоянно преследует учащегося и является причиной нарушений поведенческой, эмоциональной, когнитивной, мотивационной сфер деятельности. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 45 % всех заболеваний возникают вследствие стрессовых ситуаций, что подтверждает актуальность данной проблемы.

Основоположником концепции стресса принято считать канадского ученого Ганса Селье. Стрессом (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) он назвал неспецифическую реакцию организма на разнообразные повреждающие воздействия.

По мнению В. А. Бодрова, стресс — это «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (опасность, угроза, сложность или вредность условий жизнедеятельности)» [1, с. 21].

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок. В силу различных факторов отдельные элементы или сама учебная ситуация в целом становятся значимыми для студентов, что и может являться общей предпосылкой для возникновения стресса. На первом году обучения существенной причиной стресса могут стать кардинальные перемены в жизни студента. Данный этап вузовского периода отличается большими трудностями, так как студент входит в новый тип взаимоотношений, приобретает новый статус и ему необходимо адаптироваться к новой среде, новым порядкам и незнакомым людям.

Для студентов вуза стресс может быть связан со следующими факторами:

− недостатком сна, неумением рационально распределить свое рабочее время и время на отдых;

− большой учебной нагрузкой;

− неудовлетворенностью полученной оценки;

− низкой успеваемостью по определенным дисциплинам;

− невыполненными или выполненными неверно заданиями;

− пропусками занятий в большом количестве по какой-либо причинам (длительная болезнь, пропуски по неуважительной причине);

− несданными в срок практическими и лабораторными занятиями, курсовыми работами, проектами;

− отсутствием интереса к предлагаемой студенту работе или учебной дисциплине в целом;

− конфликтными ситуациями с однокурсниками или преподавателями;

− неблагоприятными физическими условиями (чрезмерный шум, плохое освещение, отклонение в температуре помещения);

− разочарованием выбранной профессии.

По мнению К. В. Судакова распространенным источником травмирующего воздействия у студентов является экзаменационная сессия [3]. Загруженность обучающихся в период сессии, безусловно, особенно велика. Интенсивная умственная нагрузка, ликвидация задолженностей, работа с большим количеством информации, которую необходимо выполнить в короткие сроки, нарушение режима дня, недостаток сна — это причины, служащие возникновению стресса.

Зачеты и экзамены могут послужить факторами, оказывающими влияние на настроение, самочувствие, психику и психоэмоциональное состояние студентов. Снижение аппетита, тревожные мысли, дрожь в конечностях, учащенный пульс, бессонные ночи — характерные проявления стресса перед зачетами и экзаменами. Мнение о том, что все болезни являются следствием «нервов» в научном обществе считается достоверным. В настоящее время получены убедительные доказательства, что учебный стресс негативно воздействует на нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему студентов [4] и в целом на эмоциональное состояние. Одно из самых опасных последствий при возникающей стрессовой ситуации — употребление алкогольных напитков и наркотиков, интенсивное курение для «снятия напряжения» и улучшения настроения.

Рассмотрим несколько типичных симптомов проявления экзаменационного стресса: эмоциональные симптомы (ощущение общего недомогания, раздражительность, тревога, паника, растерянность, неуверенность, подавленность); физиологические симптомы (головная боль, перепады артериального давления, мышечное напряжение, учащенный пульс, углубление и учащение дыхания, тошнота); когнитивные симптомы (ухудшение памяти, рассеянность, ослабление способности к концентрации внимания, кошмарные сновидения, неприятные воспоминания о своих или чужих провалах во время экзамена в прошлом, воображение негативных последствий после неудачи на экзамене — лишение стипендии, исключение из вуза); поведенческие симптомы (ухудшение аппетита и сна, нежелание готовиться к экзамену, проявляющееся в стремлении заняться любым другим делом, вовлечение в тревожные разговоры о предстоящем экзамене других людей, увеличение употребления кофеина и алкогольных напитков).

Существует две причины, способствующие возникновению экзаменационного стресса. Во-первых, — неуверенность в своих знаниях, которая может быть истинной, вызванная реальными пробелами в знаниях, и ложной, связанной с боязнью неизвестного. Во, вторых — переоценка значимости экзамена, которая, как правило, может быть навязана родителями или обществом.

Конечно, интенсивность развивающейся негативной реакции зависит не столько от характеристик стрессора (объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды, непривычного для человека), сколько от личностной значимости воздействующего фактора. В связи с этим возникающая в процессе обучения она и та же ситуация приводит у каждого студента к различным последствиям и проявлениям. Кроме того, для каждого человека характерен свой определенный уровень волнения и страха, который позволяет показать наилучшие результаты. Следовательно, чтобы мобилизовать свои силы и удачно сдать зачеты и экзамены, одним студентам необходимо снизить уровень стресса, другим нужно как следует «испугаться».

С целью более детального исследования стресса в учебной деятельности у студентов высшего учебного заведения нами было проведено исследование на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского психолого-педагогического факультета. Выборку исследования составили студенты четвертого курса в количестве 75 человек. В качестве диагностического материала был выбран тест Ю. В. Щербатых «Учебный стресс» [5]. Для оценки студентами факторов, провоцирующих стресс, автор выделил следующие: строгих преподавателей, большую учебную нагрузку, отсутствие учебников, непонятные учебники, жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов), неумение правильно распорядиться ограниченными финансами, неумение правильно организовать свой режим дня, нерегулярное питание, проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, излишне серьезное отношение к учебе, нежелание учиться или разочарование в профессии, стеснительность и застенчивость, страх перед будущим, проблемы в личной жизни.

Результаты проведенного исследования показали, что основными стрессогенными факторами для испытуемых являются «страх перед будущим и большая учебная нагрузка». Меньше всего беспокоят студентов «неумение правильно распорядиться финансами и конфликты в группе».

Для оценки проявлений связанного с учебой стресса в соответствии с тестом студентам были предложены следующие признаки: ощущение беспомощности и невозможности справиться с проблемами, невозможность избавиться от посторонних мыслей, повышенная отвлекаемость и плохая концентрация внимания, раздражительность и обидчивость, плохое настроение и депрессия, страх и тревога, потеря уверенности и снижение самооценки, спешка и ощущение постоянной нехватки времени, плохой сон, нарушение социальных контактов и проблемы в общении, учащенное сердцебиение и боли в сердце, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом, напряжение или дрожание мышц, головные боли, низкая работоспособность и повышенная утомляемость.

Оценивая свои психические процессы и состояния в ситуации учебного стресса, студенты выделили такие признаки, как страх и тревога, невозможность избавиться от посторонних мыслей и плохой сон. Признаки, которые проявляются в значительно меньшей степени — это проблемы в общении, нарушение социальных контактов, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

В качестве основных способов снятия стресса Ю. В. Щербатых выделил употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, вкусной еды, просмотр телевизора, перерыв в учебе или работе, сон, общение с друзьями или любимым человеком, поддержку или совет родителей, секс, прогулки на свежем воздухе, хобби, физическую активность. На первое место студенты поставили вкусную еду, сон и общение с друзьями или любимым человеком.

Проведенное исследование показало, что стресс у студентов является определенной формой отражения ими трудной учебной ситуации, в которой они находятся. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача не только студентов, но педагогов и кураторов студенческих групп. В первую очередь, необходимо использовать такие общеукрепляющие средства, как оптимизация режима дня, правильное питание и систематическое пребывание на свежем воздухе. Одним из эффективных считается метод, направленный на совершенствование поведенческих навыков: общения, позитивного мышления, уверенности в себе. На занятиях нужно проводить подготовку к неопределенным и экстремальным ситуациям в учебной деятельности, знакомить со способами преодоления учебного стресса, а также формировать навыки их применения в жизни, например, в период экзаменационной сессии, во время сдачи экзаменов и для восстановления психического здоровья после экзаменационной сессии. На практических занятиях студентам также следует изучить дыхательные техники, различные приемы мышечной релаксации и визуализации [2].

Таким образом, в статье мы определили, факторы, основные причины стресса студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки, определили уровень стресса в период экзаменационной сессии, выявили, в чем проявляется стресс и основные способы его снятия.

Литература:

  1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПБР СЭ, 2006. — 528 с.
  2. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В. Р. Бильданова, Г. К. Бисерова, Г. Р. Шагивалеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 142 с.
  3. Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. — М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. — 148 с.
  4. Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
  5. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный стресс, учебная деятельность, экзаменационная сессия, стресс, свежий воздух, психолого-педагогический факультет, учебная нагрузка, высшее учебное заведение, Арзамасский филиал.

Источник: moluch.ru

Поступление в вуз всегда огромная эмоциональная встряска для вчерашних школьников. Учебный стресс характеризуется повышением умственных нагрузок и кардинальной сменой образа жизни. Чтобы студент справился с симптомами стресса и предотвратил их проявление в будущем, необходимо разобраться в причинах их появления. Халатное отношение к своему психическому здоровью может привести к серьёзным проблемам с работой внутренних органов и сопротивляемостью иммунитета.

Учебный стресс у студентов

Причины стресса

Стресс в жизни студента может иметь массу причин. Степень нервного напряжения зависит от того, насколько подросток готов к самостоятельной жизни и ответственности.

Смена обстановки

Одним из главных факторов, который влияет на психофизическое состояние студента, является резкая смена обстановки и круга общения. Для несформированной личности это становится мощнейшим ударом.

Что приводит к стрессу?

Молодые люди сталкиваются с рядом проблем, которые могут привести к стрессу:

  • проживание в общежитии, съёмной комнате или квартире в другом городе;
  • ослабление родительского влияния и контроля;
  • необходимость заботиться о себе самому;
  • смена круга общения и интересов;
  • материальные трудности.

Все эти проблемы могут выбить из колеи человека, делая его уязвимым и для других неприятностей.

Часто стресс может возникать и на фоне недопонимания или конфликтов с соседями по комнате или одногруппниками.

Физические и умственные нагрузки

Когда подросток поступает в вуз, он сталкивается с повышением требований. Информации к изучению даётся больше и нередко её приходится искать самому. Кроме повседневных умственных нагрузок, нужно отметить переживания об экзаменах. Длительное эмоциональное напряжение выливается в затяжной стресс. Он может возникать по следующим причинам:

  • нарушение режима дня;
  • увеличение умственной нагрузки;
  • страх перед неудачей;
  • волнение по поводу сдачи экзаменов, курсовых, зачётов и т. д.

Большие умственные нагрузки

Если студенту плохо даётся какая-то дисциплина, то шанс получить эмоциональный сбой гораздо выше.

Подростки, страдающие синдромом «отличника», часто страдают от боязни не соответствовать ожиданиям окружающих.

Другие факторы

Наряду с общими для всех студентов причинами стресса, могут быть и субъективные. В зависимости от образа жизни список факторов может значительно меняться. На психофизиологическое состояние студентов влияют:

  • неправильное, несбалансированное питание;
  • отсутствие полноценного отдыха и сна;
  • употребление алкоголя и наркотиков, курение;
  • изменения в личной жизни;
  • конфликты со сверстниками или преподавателями и др.

Виды стресса

В зависимости от того, что вызвало стресс, и какой результат был получен, выделяют два вида стресса. Он может быть позитивным и негативным. Позитивный стресс возникает при условии, что человек однажды уже попадал в подобную ситуацию и благополучно вышел из неё. Также это может быть наличие поддержки и одобрения от окружающих или получение достаточно ресурсов для решения проблемы.

Негативному стрессу студент подвергается, если не может выполнить работу или задание и не имеет возможности это изменить. Такой вид хуже влияет на нервную систему и физическое состояние человека.

Стресс влияет на физическое состояние человека

Фазы стресса

Первая реакция, которая возникает у студента на внешние раздражители – это волнение. Этот период называется фазой тревоги и способствует мобилизации всех защитных сил организма.

Следующая фаза стресса – сопротивление. На этом этапе организм в состоянии самостоятельно справляться с трудностями.

После длительного воздействия стресса на организм человека наступает фаза истощения, когда студент не в состоянии бороться с проявлениями стресса и полностью попадает под его влияние.

Симптомы

Связанный со студенческими годами стресс может влиять не только на эмоциональное состояние человека, но и наложить отпечаток на его здоровье в целом. Подвергаясь психологическому напряжению, студент чувствует упадок сил, апатию, ухудшения аппетита. Также могут появляться головокружение или сильные головные боли, нарушения работы желудочно-кишечного тракта и тахикардия.

Студент хуже усваивает информацию, что угнетает его ещё больше. Он становится раздражительным и вспыльчивым. Большинство этих симптомов могут быть спровоцированы другими болезнями и расстройствами.

Борьба с учебным стрессом

Развитие формирования стрессоустойчивости у студентов играет огромную роль в его профилактике. Т. к. изменить условия жизни и учёбы сложно, необходимо найти способы нормализации психологического состояния.

Необходимо пересмотреть своё отношение к происходящему, отсеять волнения по поводу ситуаций, которые невозможно изменить. Также важно давать выход негативу. В этом поможет методика для развития стрессоустойчивости у студентов:

  1. Дневник. Записывая все свои мысли и переживания на бумагу, человек освобождается от влияния негатива. Через время рекомендуется перечитывать свои записи и стараться анализировать их.
  2. Занятие спортом. Физические нагрузки не только хорошо влияют на эмоциональное состояние студентов, но и делают организм более сильным и здоровым.
  3. Эмоциональная разрядка. Такая методика развития стрессоустойчивости помогает быстро справиться с проявившимися симптомами стресса. Можно боксировать грушу или кричать.
  4. Смена обстановки. Улучшить эмоциональный фон поможет смена обстановки. Для этого необязательно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно пойти в поход с палаткой или съездить в другой город.

Такая эмоциональная разрядка подготовила коллектив к новому учебному году с новыми силами

Такие упражнения способны повысить стрессоустойчивость студентов, а также бороться с уже появившимися симптомами. Помимо этого, организму нужен полноценный отдых и сон.

Борьба со стрессом перед экзаменом

Особое внимание стоит уделить ситуациям, когда студент испытывает стресс перед экзаменом. Это мешает ему сосредоточиться и подготовиться. Главной причиной такого психического всплеска являются проблемы в усвоении материала или пропуск занятий. Необходимо исправно посещать лекции, учить материал и выполнять все заданные преподавателями работы. Но и это не всегда помогает. Слишком эмоциональные личности могут нервничать, даже если полностью готовы к сессии.

Одним из действенных вариантов является приём слабых успокоительных средств, если на это нет противопоказаний. Это могут быть отвары из мяты, ромашки и пустырника или же спиртовой настой валерианы. Их приём способствует повышению стрессоустойчивости у студентов, но начинать нужно минимум за две недели до экзаменов. Отрицательной стороной является то, что препараты могут вызывать сонливость.

Студенту во избежание стресса рекомендуется наладить режим дня. Постоянный недосып и переутомление только усугубляют ситуацию. Также хорошо помогают занятия спортом. Если такой возможности нет, то можно ограничиться пешими прогулками.

Заключение

Разрушительного воздействия стресса можно избежать даже при самом загруженном графике учёбы. Если поддерживать свой организм здоровым, то ему будет проще справляться со стрессом в критических ситуациях. Врачи также рекомендуют приём комплексов витаминов и минералов. Это также сможет наладить психофизическую картину студента. Стоит отказаться от вредных привычек и бесполезной траты времени. Организму, особенно в период повышенной умственной активности, нужен полноценный сон, сбалансированное питание и периодическая смена обстановки.

Источник: psyhoday.ru

Многие люди испытывают стресс от разных факторов, вне зависимости от возраста: все хоть раз в жизни находились в сложных ситуациях. Часто проявляется стресс у студентов, ведь процесс обучения бывает тяжелым. Сессии, экзамены и лекции приносят сильную нагрузку на организм, который порой не справляется с напряжением.

Учебный процесс может привести к появлению стресса у студента

Жизнь студента наполнена различными эмоциональными ситуациями. Практически всегда стресс в жизни студента начинается из-за ежедневного потока информации и других факторов современной жизни.

Причины возникновения стресса

Когда начинается учебный процесс, на смену хорошим эмоциям приходит лень, усталость и стресс. Психологи смогли определить причины появления стресса у студентов:

  1. Отказ. Студент во время своего пребывания в учебном заведении может получать множество отказов. В этом случае молодежь может испытывать разочарование и опустошение.
  2. Страх неизвестности часто мешает достичь высот. Если вы перестанете бояться неудач, а запасетесь терпением и уверенностью, то получите желаемое.
  3. То, что студент не успевает сделать за день, должно быть грамотно распределено на следующий. Отсутствие распорядка приводит к стрессам. Нельзя откладывать все вечно на завтра: когда накопится много дел, студент рискует развить негативную сторону своего психоэмоционального состояния.
  4. Требовательность родителей.
  5. Коллектив. Смена обстановки и круга общения могут повлиять на тех людей, кому сложно социализироваться.
  6. Учебный стресс может появиться из-за темпа современной жизни, постоянной спешки, пробках на дорогах, потери важных документов, ключей и т. д.
  7. Если информация, преподнесенная преподавателем, невразумительна. Лучше сразу переспросить, уточнить, попросить указать на ошибки.

Причин может быть очень много, все зависит от характера и воспитания человека.

Рекомендации по устранению стресса

Убрать стресс из жизни студента должны попробовать его родители. Если им не удалось помочь, необходимо обратиться к психологу. Существует несколько методик, которые помогут снять стресс и восстановить стрессоустойчивость:

  1. Правильно тратить свое время. Особенности этого метода помогут наладить учебу. Его мозг не будет перенапрягаться и думать, как бы все успеть. Если научиться правильно распределять свое время, то человек будет больше отдыхать и набираться сил.
  2. Контролировать себя. Студент научится избегать стрессовых ситуаций и контролировать свое поведение.
  3. Больше времени проводить на свежем воздухе.
  4. Спать не менее 8 часов и только ночью.
  5. Общаться с друзьями только в свободное время или в выходные. Прогулки не должны отвлекать от учебы.
  6. Находить выход из любой стрессовой ситуации, быть положительно настроенным. Любые конфликты можно решить мирным путем.
  7. Делать физические упражнения по утрам и заниматься спортом.

Профилактика

Для сохранения стрессоустойчивости необходимо выполнять такие действия:

  • нельзя занижать самооценку;
  • справедливо относиться к уровню знаний;
  • стараться не перенапрягаться;
  • нельзя ставить на первое место учебу, сессию и экзамены.

Перед экзаменом лучше не пить кофе, чай или газировку, но рекомендуется употреблять в пищу фрукты, шоколад.

Прохладный душ поможет взбодриться, укрепить иммунитет. Психофизиология человека должна всегда работать над контролем.

Необходимо не только контролировать эмоции, но и давать отдыхать голове. Для этого можно сходить на расслабляющий массаж, посетить театр или музей, гулять на свежем воздухе.

В борьбе со стрессом прекрасно поможет смех. Это хорошее средство для повышения настроения и возобновления сил. Смех способствует выработке антистрессовых гормонов. Рекомендации психологов для борьбы с напряжением часто используют дыхательную гимнастику. Такой вид диагностики направлен на появление стрессоустойчивости, его еще называют методом ресурсного якорения. Такие методы часто используют люди разных возрастов.

Поход в музей поможет расслабиться

Последствия расстройства

Если учащейся во время экзаменов находится в состоянии стресса и при этом выпил много кофе, у него может подняться давление и появятся проблемы с сердцем. Когда причины стресса не выявлены, и он не проходит, то проблема может перейти на органы и сильно отразиться на состоянии человека. Начнется активация симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Такие процессы негативно сказываются на человеческой самооценке.

Учебный процесс нарушается, человек не может сосредоточиться. Портится самочувствие и настроение. Давление увеличивается, постепенно разрушая кровеносные сосуды.

Такие факторы сильно влияют на учебный процесс и работоспособность.

Ускоренное сердцебиение и сильное перенапряжение негативно влияют на здоровье, поэтому студенты обращаются за помощью к алкоголю и специальным препаратам, чтобы нейтрализовать нервное состояние. Такие методы расслабления приводят к зависимости и еще больше портят без того непростую ситуацию.

Из-за стресса студенту сложно сосредоточиться на учебе

Заключение

Формирование стресса у человека может начаться даже в процессе общения не с теми людьми, и для его нейтрализации необходимо прикладывать некоторые усилия. Стресс – это частая проблема у многих людей. С ней могут сталкиваться дети начальных классов во время учебы, а также подростки и студенты технического вуза разных специальностей. Главное, вовремя заметить эту проблему и устранить причины появления. Существует множество методов, которые можно попробовать в домашних условиях. Факторы, которые могут положительно повлиять на жизнь человека – это нормальный сон, полноценный отдых, здоровое питание и физические упражнения. Если человек будет следить за своим состоянием и контролировать эмоции, стресса можно легко избежать.

Источник: urazuma.ru